ОДЕСЬКИЙ
УКРАЇНСЬКИЙ
ТЕАТР ІМ. В. ВАСИЛЬКА
АКАДЕМІЧНИЙ
МУЗИЧНО-
ДРАМАТИЧНИЙ
СЕЗОН 92
Билеты Online
Каса театру (048) 723-89-77
65026, м. Одеса, вул. Пастера, 15

Василий Степанович Василько – выдающийся украинский театральный деятель XX века, актер, режиссер, драматург, историк и теоретик сценического искусства, театральный педагог. Народный артист СССР. В жизни Василько были периоды, связанные с разными театрами Украины: Харьковским Краснозаводским театром в 1928-33 гг., Донецким театром имени Артема в 1933-1938 гг., Черновицким театром имени О.Кобылянской в 1943- 48 гг., Одесским украинским театром в 1926-28 гг., 1939-41 гг., 1948-55 гг. Значительная часть жизни Василия Степановича Василько связана с Одесским украинским театром. Это — 14 лет художественного руководства коллективом, 33 спектакля, которые составляют золотой фонд» театра. Василько ставил спектакли по произведениям мировой и украинской класики, по современным пьесам — как отечественным, так и зарубежным. Среди спектаклей, поставленных режисером на Одесской украинской сцене, — «За двумя зайцами» М.Старицкого, «Конец Криворыльска» Б.Ромашова, «Республика на колесах» Я.Мамонтова, «Кто смеется последним» К.Кропивы, «Земля» и «В воскресенье поутру зелье собирала» по повестям О.Кобылянской, «Виндзорские кумушки» В.Шекспира, «Судьба Поэта» С.Голованивского, «Гайдамаки” по поэме Т.Шевченко, “Угрюм-река” по роману В.Шишкова (последняя постановка Василько на Одесской украинской сцене).

От 31 января 1995 года Одесский украинский музыкально-драматический театр носит имя свого выдающегося корифея — В.С.Василько. Василий Степанович Василько (настоящая фамилия Миляев) родился 7 апреля (26 марта по старому стилю) 1893 года в селе Бурты нынешнего Шполянского района Черкасской области в семье Степана Платоновича Миляева, в ту пору главного бухгалтера в имении помещика Ханенко (Василий был вторым ребенком, а всего в семье Миляевых было пятеро детей).

Почему Василий Миляев выбрал впоследствии театральную жизненную стезю? Может быть, к этому подтолкнула мальчика мама — Мария Павловна Рудкевич, которая так ярко, образно, эмоционально читала сказки. Одной из первых сказок, которые полюбились и запомнились малышу, была «Сказка о царе Салтане»: в ней творилось столько чудес (!), особенно поразил воображение ребенка тот момент, когда из волн морских появлялись тридцать три богатыря... Отец любил после обеда читать детям вслух. Особенно удавалось ему чтение юмористических произведений. Родители собрали хорошую библиотеку русской литературы, кроме русских книг, в доме Миляевых было много украинских: произведения Т. Шевченко, И. Котляревского, Е. Гребинки, И. Нечуя-Левицкого, И. Карпенко-Карого... Вся семья очень любила музыку. Вечерами мама играла на пианино (она когда-то, еще в школе, училась музыке), а отец играл на скрипке (он научился играть на этом музыкальном инструменте самостоятельно). Получался хороший семейный дуэт. Играли «Полонез» Огинского, «Мазурку» Венявского... А уж народные праздники — Меланка под Новый год, когда все мальчишки бегали по селу, под хатами, колядовали, или же праздник Ивана Купала, когда столько было веселых игр, игрищ, хороводов... — разве это не был театр?! А свадьбы и ярмарки! — разве это не был театр?!

Первый настоящий театральный спектакль в театре шестилетний Вася увидел в «Чайном доме трезвости» в небольшом городке Вязовке на Черкасщине. То была драма Марка Кропивницкого «Дай сердцу волю, заведет в неволю»... Играли любители — служащие экономии, учителя и сельская молодежь. Маленький Вася воспринял спектакль как обыкновенную реальность, на сцене он видел в костюме и гриме своего дядю Игната Ильковича, который играл Ивана Непокрытого, да и многих других исполнителей он знал в жизни... Спектакль не вызвал у него особых впечатлений... Все как в жизни, и только... А театр — это... Вот, например, когда он учился в Киевской второй классической гимназии, и их, гимназистов, водили в оперный театр. Одним из самых больших впечатлений была опера «Евгений Онегин», особенно сцены бала и дуэли. Именно тогда, в гимназические киевские годы, он смотрел спектакли с участием выдающихся мастеров сцены — основоположников украинского профессионального театра: Николая Садовского, Афанасия Саксаганского, Марии Заньковецкой, Софии Тобилевич...

Увлечение рисованием, помноженное на любовь к театру, привело к созданию своего «своеобразного» театра в гимназии, в котором не было актеров, а только декорации, тени, светотени... Страстный театрал, заболевший раз и навсегда сценой, приблизился к театру в роли театрального фотографа — и это было парадоксом, потому что он был гимназистом, застенчивым, стеснительным, не умевшим завязать знакомство с кумирами-актерами. Но все в его жизни было предопределено: через детские впечатления к театральной фотографии, а потом... он стал своим человеком в Театре Николая Садовского. Вот где прошли его театральные университеты! Изо дня в день — в течение пяти сезонов он как театральный фотограф (это происходило параллельно с учением в гимназии) наблюдал актеров за кулисами, на репетициях, во время спектаклей. Наблюдал и анализировал, как работают гримеры, художники-бутафоры, реквизиторы, люди других театральных профессий. Больше всего его привлекало актерское дело. Подоспел случай: из-за нехватки профессиональных актеров в труппе ему доверили роль со словами в спектакле «Сватанье на Гончаровке» по пьесе Г. Квитки-Основьяненко — роль второго свата Тимоша. Это было боевое крещение, которое открыло дверь в новую жизнь, где его ожидало главное дело жизни — Театр. Став студентом историко-филологического факультета Киевского университета, Василий продолжает учиться театральному делу. С 1917 года его жизнь связана с именем Леся Курбаса, создавшего как раз в это время «Молодой театр». Революционные идеи, творческие принципы эстетики Курбаса вдохновили Василько... Работа в «Молодом театре», далее в Кийдрамте, потом в «Березоле» способствовала духовному росту творческой личности, постижению мира театра... ...Василий Степанович Василько (это его сценическое имя было уже хорошо известно в театральных кругах) впервые приехал в Одессу со своей женой-актрисой Любовью Гаккебуш 24 сентября 1926 года. 15 октября 1926 года состоялось открытие второго сезона Одесской украинской Госдрамы. Шел спектакль «За двумя зайцами» по пьесе М. Старицкого в драматургической переработке В.Ярошенко и В.Василько. Режиссер-постановщик спектакля В.Василько встречал новый театральный год в качестве художественного руководителя театра. Новый художественный руководитель Одесской украинской Госдрамы взял курс на современную драматургию: он поставил «Конец Криворыльска» Б. Ромашова, «Республику на колесах» Я. Мамонтова, «Яблоневый плен» И. Днепровского, «Мятеж» по роману Д. Фурманова... Вскоре обстоятельства заставили Василько уехать из Одессы. Когда руководство Одесской украинской Госдрамы, тогда уже Театра имени Октябрьской революции, готовясь отметить 125-ю годовщину со дня рождения Тараса Шевченко, пригласило Василия Степановича поставить пьесу С. Голованивского «Судьба Поэта», Василько, не раздумывая, принял приглашение. А потом, уже после премьеры, согласился принять на себя (спустя почти десятилетие) художественное руководство театром, потому что верил в этот коллектив, в его талантливость и творческую состоятельность. . Василько стремился поднять на более высокие уровни культуру режиссерского и актерского мастерства, сделать разнообразным и интересным репертуар, убедить актеров в необходимости поиска яркой сценической формы. На афише его Театра должны стоять рядом имена драматургов-классиков национальной и мировой литературы, прежде всего, Шекспира, и произведения современных авторов. В мае 1939 года Василько ставит героическую эпопею «Богдан Хмельницкий» по пьесе А. Корнейчука. Этим спектаклем начались июньские гастроли театра в Ленинграде. Спектакли Одесского украинского театра буквально ошеломили зрителя северной столицы мощностью и глубиной, покорили сильным актерским ансамблем... В третий раз Одесса появилась в жизни Василько в 1948 году: приказом председателя Комитета по делам искусств УССР от 25 июня 1948 года он был назначен художественным руководителем Одесского театра имени Октябрьской революции. И вновь, как в первый, во второй раз, перед ним встал вопрос: с чего начинать, какой курс избрать для коллектива, какие художественные задачи ставить перед ним? Васильковские спектакли: «Земля», «В воскресенье поутру зелье собирала...» (оба поставлены по собственным инсценировкам повестей украинской писательницы О. Кобылянской), «Талан»( «Участь») М. Старицкого, «Наймычка» («Батрачка») по пьесе И. Тобилевича и другие — должны были явить Одессе именно такой театр. Но в середине 50-х годов прошлого века Василько вынужден был снова покинуть коллектив... Он занялся драматургией, историей и теорией театра. Пауза в его взаимоотношениях с коллективом Одесского украинского театра была прервана дважды, в результате чего появились на сцене спектакли: «Гайдамаки» по поэме Т. Шевченко в мизансценах Л. Курбаса, которого Василько до конца своих дней считал своим Учителем, и «Угрюм-река», поставленный по Васильковской инсценировке повести В. Шишкова... Народный артист СССР Василий Степанович Василько ушел из жизни 18 марта 1972 года. Его похоронили на 2-м Христианском кладбище... Спустя годы рядом с ним похоронили и его Музу — верного друга, советчика, жену (вторую после Л.Гаккебуш), актрису и балетмейстера театра Юлию Николаевну Розумовскую. На фасаде театрального здания на улице Пастера, 15 установлена мемориальная доска, котрая свидетельствует о том, что в этом театре работал выдающийся украинский режисер Василий Степанович Василько. Мемориальная доска установлена также на фасаде дома на улице Софиевской, 10, где проживал Мастер (всего в двух кварталах от свого Дома-Театра). В музее истории Одесского украинского театра хранится огромнейшее количество экспонатов, которые рассказывают о жизни и творчестве В.С.Василько: афиши, программки спектаклей, фотографии, книги, рисунки, режиссерские экспликации, письма, личные вещи В.Василько. На протяжении многих лет — с 1967 по 1972 годы — В.С. Василько писал книгу «Театру отдана жизнь» (книга была издана уже после смерти автора), в которой описаны год за годом события – этапы большого пути великого режисера. Василий Степанович Василько оставил последующим поколеним неисчерпаемое наследие: спектакли, исследования по истории и теории сценического искусства, пьесы. 7 апреля 2013 года исполнится 120 лет со дня рождения Василия Степановича Василько. Театр, которому Василько отдал жизнь, талант, творческую энергию, свою любовь к жизни,к людям, к искусству, остается верен заветам Мастера, продолжает славные традиции своих выдающихся предшественников-корифеев, с гордостью и со всей ответственностью носит высокое имя В. С. Василько. «Навряд ли еще какой-нибудь другой украинский театр пользуется такими симпатиями и признанием со стороны зрителей, как Одесская Госдрама. Да и не только признанием! Да и не только симпатиями! Театр любят в Одессе! Именно любят! Хорошей, теплой, южной любовью. В Одессе об украинской Госдраме вы всегда услышите: — Наш театр! Наша драма! В этом «наш» слышится, кроме любви к театру, еще и гордость за этот «наш» театр». В 1930 году, к пятилетнему юбилею, «за смелость, новаторство поиска, нового героя на сцене, новую драматургию» театр получает имя Революции и новое помещение (до этого он размещался в помещении на улице Греческой — дверь в дверь с русским театром) — - Сибиряковский театр. За время существования театра на его сцене блистали яркие созвездия актеров: Наталия Ужвий, Юрий Шумский, Полина Нятко, Кость Блакитный, Лидия Мациевская, Иван Твердохлиб, Александр Луценко, Андрей Крамаренк о, Генрих Осташевский, Юлий Божек, Валентина Туз и многие-многие другие, чьи имена навсегда вписаны в творческую биографию коллектива. На сцене театра ставили спектакли выдающиеся украинские режиссеры: П.Киселевич, Е.Купченко, Н.Орлов, А.Рубин, В. Скляренко, В.Пахомов, Б.Мешкис; талантливые художники – М.Маткович, М.Кордонский; композиторы – Ю.Губарев, В.Штайгер, Б.Зильберглейт и др. В творческую историю театра за почти девять десятилетий вписано множество имен актеров, режиссеров, художников, композиторов – людей, безгранично преданных театру, создавших славу коллективу Одесского украинского театра. Если провести прожитые театром годы в события, получатся астрономические числа: это – около тысячи новых постановок, тысячи тысяч километров на гастрольных маршрутах, несчетное количество встреч, сотни человеческих судеб. О наиболее ярких страницах истории коллектива рассказывает музейная экспозиция. Музей истории Одесского украинского театра был открыт 35 лет тому назад. Богатейшие фонды музея постоянно пополняются. В них – летопись жизни одного из первых (по времени создания) украинских театров, коллектива театра, который является одним из лидеров общеукраинского театрального процесса, крупнейшим центром культурной жизни на юге Украины. Репертуар театр всегда отличался широтой и разнообразием жанров. На сцене театра в первые годы деятельности рождалась новая украинская драматургия: пьесы И.Микитенко (первого заведующего литературной частью Одесской украинской Госдрамы), Н.Кулиша, Я.Мамонтова, И.Днепровского, А.Корнейчука и других ныне известных драматургов Украины. На сцене театра шли не только постановки по произведениям украинских классиков, по пьесам писателей и драматургов мирового масштаба: Брехта, Шолом-Алейхема, Мицкевича, Пушкина, Гоголя, Франко, Леси Украинки, Шекспира. Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени В. Василько продолжает традиции своих предшественников-корифеев, творчески их развивая. Современность театра хорошо просматривается в его репертуаре: от украинской классики (например, «Запорожец за Дунаем», «Сватанье на Гончаровке») до экспериментальных постановок режиссеров «новой волны» украинского театра. Театр приглашает к сотрудничеству интересных режиссеров Украины и СНГ — таких, как Алессио Бергамо (Италия), Гедрюс Мацкявичюс (г. Москва), Дмитрий Богомазов (г. Киев), Юрий Одинокий (г. Киев), Владислав Троицкий (г. Киев), КЛИМ (г. Москва), Лариса Венедиктова (г. Киев), Никита Гриншпун (г. Москва), Андрей Бакиров (г. Чернигов). Кроме основной сцены, работают экспериментальные сценические площадки, для которых составлен свой репертуар: «Зритель на сцене» и «Сцена 38». На театральной афише представлена украинская классика и современные пьесы украинских авторов, произведения мировой классики и зарубежная драматургия. Яркий ансамбль артистов театра пользуется любовью зрителей. Труппа представлена талантливыми мастерами сцены всех поколений: старшего, среднего и молодого. В театре работают 3 народных артиста, 9 заслуженных артистов, 2 заслуженных деятеля искусств и 2 заслуженных работника культуры Украины. Сегодня Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени В. Василько известен далеко за пределами Украины. География гастролей за всю время деятельности сложилась чрезвычайно широкая: театр гастролировал из Одессы до берегов Невы и, в противоположную сторону, – из Одессы до острова Сахалин. Принимал участие в престижных международных театральных фестивалях, занимая призовые места. Назовем, к примеру, Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны», Каирский международный фестиваль экспериментальных спектаклей, Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии». Выступал с гастролями в городах Канады (провинция Манитоба). Театр был инициатором проведения Фестиваля «Классика на сцене», посвященного 100-летию со дня рождения своего выдающегося корифея –народного артиста СССР В.С.Василько ( г.Одесса,1993 г.), Первого Всеукраинского фестиваля современной украинской драматургии (г.Одесса,1998 г.). 2011 году театр стал призером IV международного театрального фестиваля «Европейские театральные встречи "Близкие незнакомцы" в г. Познань (Польша), дипломантом V театрального фестиваля международного Черноморского клуба «HOMO LUDENS» в г. Николаев (Украина). В настоящее время коллектив театра возглавляют: директор – заслуженный работник культуры Украины Валентина Михайловна Прокопенко и художественный руководитель – народный артист Украины Игорь Николаевич Равицкий.

Партнеры
ГЛАС
TENET
Культурометр
Одеса
Одеські вісті
Инто-Сана
Обжора
Южная волна
Westelecom
http://md-eksperiment.org/
KOZYR DIGITAL
Granddent
Radio
Kims
Молдова